пчеловодные обычаи древних славян
Как известно: в старину на Руси занимались бортничеством. Дремучие леса, буквально, медоточили и были богаты пчёлами. Мёд у славян считался сакральным продуктом. Его употребляли в пищу и «ставили меды«.
Существуют легенда, по которой прародительница Лада зачала русичей от Небесного Пчельника. Именно поэтому славяне почитали и уважали пчелу, а причинить ей вред считалось страшным проступком.
В дохристианский период бортничеству покровительствовал бог Пчелич. 17 апреля на Руси отмечался, праздник пчёл, во время которого богу-покровителю приносили требы и просили о том, чтобы год был медоносном. Также обращались к Пчеличу 27 июня, когда качали первый мёд и 3 августа с благодарностями – это уже был настоящий праздник медоносной пчелы.
С принятием христианства культ Пчелича был забыт, но у пчеловодов появились новые покровители и праздники.
В «Пасиков день» 22 сентября пчёл убирали на некоторых пасеках в омшаники. Заканчивался пчеловодный сезон 10 октября «Савватием-пчельником».
В древности верили, что пчелы — существа священные, крылатые посланники богов и предсказатели будущего, обладающие знанием многих тайн, поэтому убить пчелу издавна считалось святотатством. Поныне у многих народов это рассматривается как дурная примета.
Пчела настолько свята среди созданных Богом существ, что даже грозный Илья Пророк не может ударить молнией в пчелиный улей, если за ним укрылся нечистый дух, поэтому молнии в пчелиный улей не попадают. Про пчелу говорили: «И на себя, и на людей, и на Бога трудится»
Особенное отношение к пчеле нашло своё отражение и в народных суевериях.
Так, например, считалось, что влетевшая в дом пчела является предвестницей удачи или прихода незнакомца. Впрочем, для сохранения удачи ей следует позволить оставаться в доме или улететь по своему желанию, если же ее поймать или выгнать, то удачи не видать.
Присевшая на руку пчела — к деньгам, а посидев некоторое время у человека на голове, предвещает, что этот человек достигнет в жизни больших высот. Если пчела кружит над спящим ребенком, то это сулит ему счастливую жизнь.
Чтобы пчелы хорошо разводились, нужно покупать нечетное число ульев и на первый улей положить кусочек ладана.
Считается, что у грешных людей пчелы не водятся, а у праведных водятся. Пчёлы обычно жалят злого и порочного человека и никогда — праведного.
Раньше считали, что ужаленный пчелой человек в чём-то согрешил в этот день и его ждёт в ближайшее время ссора.
О ведающих пчёл говорили, что каждый из них — «ведун — знахарь». Объясняется это тем, что, ухаживающие за Божьей работницей, приглядываясь к цветущим травам, излюбленным пчелою, сами учились распознавать вредные и полезные растения, собирали и сушили их, нередко принимая на себя обязанности лекарей. Все это невольно способствовало их знахарской славе и привлекало к пчельникам страдающих всякими болезнями людей.
О ведунах говорили: «У кого хорошо ведутся пчёлы — знак особой милости Бога»; «Злому неправедному человеку лучше не водить пчёл».
Русский народ считал пчелу такой святой в Божьем мире среди созданных Богом существ, что даже сам грозный Илья Пророк не мог ударить громом-молнией в пчелиный улей, хотя бы за ним укрывался нечистый дух — огненный змей.
Пеpенося пчёл в новый улей, их обязательно следует опpыскать крещенской водой.
Украденные пчёлы долго не живут: они чахнут и умирают «от тоски». В Малороссии пчелодёрам в прошлом распарывали живот либо гнали вокруг столба, пока вор не падал замертво.
Финны называют пчелу птицей мира, а греки — птицей муз. Платон считал, что в пчёл воплощаются души рассудительных и добропорядочных людей. «Негоже ругать пчёл, ибо они имеют такую же душу, как и человек» — до сих пор говорят поляки. В Швейцарии верят, что души людей покидают мир и возвращаются в него в виде пчёл.
В России до недавнего времени верили, что души покойников в течение сорока дней после Пасхи носятся в облике пчёл над цветущими лугами, а в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и пчёлы, считая, что это души их умерших близких.
Пчеловодство в старину являлось замкнутой «профессиональной сферой», соотносимой с колдовством или знахарством. По представлениям народа, пчеловоды обладали особым магическим знанием, включающим владение приёмами обхождения с пчёлами, заговорное мастерство, следование обычаям и соблюдение запретов.
Обычаи первых пчеловодов
«Пчельное» дело издавна почиталось самым таинственным, важным и, сверх того, не для всех доступным занятием. Людей зажиточных, имеющих несколько десятков ульев, селяне за глаза называли ведунами.
Ведуны говорили, что пчелы первоначально образовались в болотах, под рукой водяного. Матка, как первород этих пчел, была выкуплена злым чародеем за тридцать голов колдунов и передана в улей одного пчельника. Этот ведун, якобы, научил матку жалить людей, а матка обучила своему ремеслу всех пчел.
Известен обычай приносить водяному жертву: в ночь на Преображение Господне бросали в воду свежий мёд и воск, а также топили в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной, якобы, умножает пчёл и оберегает пасеку.
В дни памяти святых Зосимы и Савватия пасечники погружали мёд в воду, читая специальный заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон. Так, порой, вера шла рука об руку с суеверием.
Пчеловоды, и по сей день, копают колодцы и ставят перед ними часовенки с образами защитников пчел. Вода из осененного такой часовенкой родника считается целебной.
На пчёл завистливые люди, ведьмы и колдуны могут насылать порчу и сглаз. Поэтому для защиты от колдовства вокруг пасек устраивали своеобразные «обереги»: подвешивали убитых ворон на шестах перед ульями, когти, зубы и голову волка, черепа коров и лошадей.
В обрядовой практике пчеловодов большое значение имеет полая вода. Во время половодья в бутыли набирали воду, которую хранили до половодья в следующем году. Летом эту воду держали на пасеке, зимой – в омшанике. Вместе с водой хранили свечу с пасхальной заутрени.
Связь пчёл и воды относится к древним, мифологическим представлениям о рождении из воды пчелы. Позднее считали, что пчела появилась от Водяного, который тоже является покровителем пчеловодства. Пчеловоды одаривали хозяина вод накануне Преображения Господня (19 августа).
Богородице русский народ приписывал занятие пчеловодством и считал её покровительницей пчёл и пчеловодов. На Успение Пресвятой Богородицы для хорошего приплода пчёл в церкви прихожан угощают освященным мёдом. Пчеловоды молятся о пчёлах, возложив свечу на икону Богородицы.
Вероятно, с представлениями о невинности пчёл связано поверье, что если девушка пройдет вблизи роящихся пчел и ни разу не будет ужалена, значит, она — девственница. В Польше существовал обычай, по которому девушка, выбирая себе жениха, ставила его на некоторое время под дерево, где роились пчелы. Если они его не трогали, то шла за него замуж.
Вот ещё некоторые обычаи пчеловодов:
- В день Вербного Воскресения и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы было принято окуривать ульи с пчёлами ладаном.
- В Страстной Великий Четверг пчеловоды приносили на пасеку восковую церковную свечу, чтобы уберечь пчёл от сглаза.
- В день памяти святого Зосимы служили ему в церквах молебны и приносили в церковь медовые соты для освящения, затем на пасеках кормили пчёл просфорою, освященною накануне Благовещения (будто бы по примеру самого преподобного Зосимы).
- Среди ульев с пчелами ставили один-два пустых, чтобы сбить с толку любопытных соседей и завистливых прохожих. Так, чтобы кроме хозяина никто и предположить не мог, сколько пчелосемей содержится на пасеке. Дурная примета – считать пчёл. При этом, количество ульев должно быть нечётным.
- При посадке роя принято было опрыскивать пчёл крещенской святой водой.
- «Где молятся, там и пчёлы водятся»
- Прежде чем перевозить пчёл, нужно поставить их в известность, чтобы не рассердились. Вообще, с пчёлами было принято разговаривать и исключительно уважительным тоном. Если один из членов семьи пасечника принимал решение жениться, то следовало обязательно сказать об этом пчёлам, иначе они могли обидеться. А если хозяин пчёл умирал, то его место сразу же занимал преемник. Он должен был вежливо поздороваться с пчёлами, сообщить им скорбную новость и пообещать, что впредь ему предстоит заботиться о пчёлах. Например, говорили так: «Господин ваш умер, пчелы, не покиньте меня в столь скорбный час». Пчёлы слушали и принимали нового хозяина.
- Во все времена пасеки обносились крепкой изгородью.
- На пасеку не пускали посторонних.
- В присутствии пчёл нельзя сквернословить и вести себя недостойным образом. На пасеке нельзя есть.
- На самый большой улей на пасеке крепили икону Зосимы и Савватия. Такой улей назывался «Зосим»
- А ещё один обычай пчеловодов сохранился в поговорке: «Корми меня (говорит пчела) до Ивана, сделаю из тебя Пана»
Есть и обычаи, связанные с православными обрядами. Так, например, восковая свеча, принесенная от всенощной на Страстной неделе в Великий четверг, бережется за божницей (киот с иконами) вплоть до дня выноса улья из омшаника в пчельник, поставленная в пчельник в этот день, свеча эта обеспечивает обильный медосбор и оберегает пчёл от сглаза. Выносят пчёл из омшаника в день святого Пуда (15 апреля -ст.ст.), либо еще позднее — на Зосиму—пчельника (17 апреля -ст.ст.), причем выносить ульи хорошо на молодом месяце: пчёлы тогда собираться будут.
Начало пчеловодного сезона (полётка)
При вынесении ульев посреди пасеки ставили стол, накрытый белой скатертью, на него черепок с жаром, хлеб и соль, крещенскую воду и свечу, оставшуюся с пасхальной утрени. Помолившись Господу и святым Зосиму и Савватию, с зажженной свечой и курящим ладаном обходили вокруг пасеки, кропя её святой водой и трижды повторяя: «Христос Воскрес!». Над дверью, через которую вносили ульи на пасеку, вбивали кол. Расставивши ульи по местам, садились под образ и, немного посидев, вставали, творя крестное знамение и отбивая сто земных поклонов.
От нападения чужой пчелы делали три осиновых кола и, перекрестившись, вбивали их посреди пасеки, сверху на них клали веник и говорили: «Садитесь, чужие пчелы, на веник и на осиновые колы и отсюда не улетайте».
Вот некоторые «пчелиные даты» православного календаря:
30 Апреля – Зосима-пчельник. Зосима Соловецский (заступник пчеловодов): расставляй улья на пчельнике
2 Октября – Зосима Киликийский. Начало «пчельной девятины»
10 Октября – Савватий Соловецкий. Савватий-пчельник. Конец «пчелиной девятины». Пчёл убирают в омшаники на зимовье. Считается, что делать в этот день любую работу, не связанную с пчеловодством не стоит. «Улья в погреб ставь — праздник меда правь.» Отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду
7 июля – Предтеча и Креститель Господень Иоанн считается одним из покровителей пчеловодства. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой.
Медовый спас – 14 августа